|
В год 55-летия Череповецкого металлургического комбината ОАО «Северсталь» и 125-летия со дня рождения основоположника конструктивизма, художника Владимира Татлина, компания «Северсталь» и Государственная Третьяковская галерея осуществили программу для детей и подростков под названием «Стиль стали».
Программа «Стиль стали» включала в себя конкурс работ, творческую мастерскую для победителей конкурса, создание электронной творческой игровой системы для детей и юношества.
Цели программы
• развитие образного мышления, творческой инициативы, развитие креативности;
• культурное и эстетическое осмысление феномена стали;
• популяризация опыта русского авангарда в сфере художественного освоения «неэстетических» промышленных материалов.
Главной целью программы явилось получение юными участниками нового интеллектуального, эстетического, культурного опыта, формирующего основания для инновационного творческого отношения к миру.
Состав программы
Конкурс творческих работ
Творческая мастерская
Творческая игровая электронная система
Почему программа связана с именем художника Владимира Татлина?
Программа СТИЛЬ СТАЛИ непосредственно связана с эстетическими и художественными проблемами индустриальной культуры. А у индустриальной культуры был предтеча – конструктивист Владимир Татлин.
Конструктивизм – это направление в искусстве начала XX века, особенно ярко развивавшегося в России. Конструктивизм оказал влияние на искусство, архитектуру и дизайн всего мира. Конструктивизм поместил в центр внимания художника свойства материалов, способы их соединения и обработки. Конструктивизм является одним из проявлений беспредметного, абстрактного искусства. Художественные методы конструктивизма стали основой развития современной проектной культуры и индустриальных форм искусства.
Художник Владимир Татлин сформировал основы для развития эстетики и теории индустриального искусства, основные идеи конструктивизма. Именно поэтому его творчество рассматривается как программное для культуры «века индустрии». Именно поэтому, Владимира Татлина считают одним из самых значительных художников XX века.
Конкурс творческих работ
Конкурс проводился среди детей сотрудников ОАО «Северсталь» и регионов присутствия компании.
Победители конкурса были награждены участием в работе «Летней творческой мастерской» под руководством преподавателей Государственной Третьяковской галереи и «Мастерской художественного проектирования» (г. Москва). А работы, созданные участниками «Летней творческой мастерской», арт-объекты из стали, готовились к экспонированию на выставке памяти Владимира Татлина в Государственной Третьяковской галерее в декабре 2010 года.
Конкурс осуществлялся в два этапа. На первом этапе было проведено анкетирование ребят, позволившее из 1000 заполненных анкет отобрать группу в 70 человек. Участники этой группы разработали эскизные макеты конкурсного задания и в дальнейшем прослушали все лекции, подготовленные преподавателями «Творческой мастерской» Государственной Третьяковской галереи.
Вторым этапом конкурса явилось создание эскизного макета на тему «Череповецкое время». Из 70 полученных работ, жюри отобрало 25. Авторы этих 25-ти работ составили творческую группу, работавшую над арт-объектами из стали под руководством преподавателей «Мастерской художественного проектирования» (г. Москва).
Для создания первоначального эскизного макета на тему «Череповецкое время» была предложена техника коллажа, а в качестве материалов для творчества –крафт-бумага, газеты, промышленный гофрированный картон, были показаны возможности перетирания фактуры на бумагу, отпечатки от разных поверхностей, использование трафаретов и т.п.
Работа над арт-объектами из стали
Контр-рельефы «Череповецкое время»
Кинетическая скульптура «Танец»
Звуковой объект «Звук стали»
Каждый арт-объект создавался на пересечении трех содержательных направлений:
1) культурного наследия традиционных культур (солнечные часы, народная вышивка, традиционный протокультурный музыкальный инструмент);
2) авангардных течений в искусстве России ХХ века (конструктивизм и творчество Татлина, примитивизм, перформансы футуристов);
3) технологий и методов современного искусства (смысловые интерпретации и конструирование символов, кинетическая скульптура, медиа объект, аудио перформанс, объекты из индустриальных отходов и т.п.).
Творческое задание «Череповецкое время»
Задание предваряли лекции «В.Татлин и русский авангард» (Е. Герасимова, Государственная Третьяковская галерея), «Индустриальное искусство» (Н. Селиванов, «Мастерская художественного проектирования»),
На заготовленных плоскостях разной геометрической формы (круглые квадратные, треугольные, многоугольные, трапециевидные) нужно сформировать композицию – контр-рельеф (или «подбор», как это называет В. Татлин) из стальных деталей. Образ композиции – вид на Череповецкий металлургический комбинат из космоса. Композиция должна включать в себя треугольник – гномон, с углом 59’’, что соответствует широте города Череповца. Включение этого элемента дополняет произведение функцией солнечных часов.
Материалы: металлические обрезки трубок, пластин, металлический «мусор», сломанные инструменты, фрагменты разных деталей и т.п.
Способ крепления – сварка.
Приблизительные габариты композиций: 100х100х100 см.
В качестве пояснительного дополнения к контр-рельефу каждый участник должен был создать синквейн (синквейн, от фр. cinquains, – пятистрочье). Синквейн – это пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Синквейн используется как способ развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. То есть, можно быстро сочинить яркое поэтическое высказывание.
Ребятам было предложено выразить свое личное отношение к феномену времени, понять, какое оно, есть ли какая-то специфика именно в череповецком времени, подобрать метафору для своего понимания времени. По мнению психологов, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
Примеры синквейнов на тему «Череповецкое время».
Тютина Дарья 11 лет
Череповецкое время
Время очень быстрое, но когда ты чего-то ждешь, оно медленное и занудное.
Время бежит, когда ты катаешься на аттракционах. Оно летит, как мяч, в пионерболе.
Время удержать нельзя.
Макарова Даша, Чепурина Ксения, Скородумова Света 14 лет
Череповецкое время –
детское, жизнерадостное, яркое.
Время играет с нашей памятью. Время идет и мы взрослеем.
Время как компьютерная игра
Время мгновенных чувств, время как полет птицы, время как радуга после дождя,
Время не удержишь в руках, время остается в памяти.
Никогда не вернешь, что было вчера.
Смирнов Артем 12 лет
Череповецкое время
медленное и тянучее.
Лето длилось так долго, что словами не выразишь.
Лето было как маленький растущий птенец. Мне казалось, что лето не кончится, как не вырастит маленький птенец.
Но вдруг птенец вырос и – лето кончилось.
Голубев Андрей, 15 лет
Череповецкие часы –
это необычные часы, это часы с характером.
Они выдают предвкушение легкости.
Мое отношение к этим часам спокойное. Спокойное от того, что они дают чувство простоты.
Я могу сказать, что эти часы, как теплый ветерок лета.
Кинетическая скульптура «Танец»
Содержательной основой задания являются образы народной вышивки, древние символы вологодской земли.
Задание предваряла лекция «Древние символы Вологодской области» (полотенца и прялки; Е. Беляева, усадьба Галицких, г. Череповец).
После прослушанной лекции, ребята делают эскизные вариации на темы древних символов и знаков. Отобранные эскизы переносятся на стальные пластины. Из стальных пластин с помощью сварочного аппарата вырезаются силуэты новых символов и знаков. Эти элементы привариваются на спиралевидно согнутые трубки и устанавливаются на вращаемую электродвигателем ось.
Звуковой объект «Звук стали»
Задание предваряет лекция «Звук стали» (электроакустическая музыка, необычные музыкальные инструменты; Н. Селиванов «Мастерская художественного проектирования»).
Тема задания – «Звук стали» была связана с биографией В. Татлина. Художник увлекался игрой на бандуре, которую сконструировал сам. Современники вспоминали о ней как об уникальном музыкальном инструменте – произведении искусства.
Заготовленная конструкция звукового инструмента имела прототип в виде традиционного африканского щипкового музыкального инструмента «калимба». Конструктивной основой инструмента, создаваемого ребятами, также являлся деревянный ящик – резонатор, на который крепилось несколько рядов металлических стержней-язычков для извлечения звуков. Авторы должны были придумать некую конструкцию для извлечения различных звуков. В этом задании «подбор» материалов проводился не только по визуальным критериям, но и на слух.
|